Перейти к содержимому

Психологические эксперименты

  • Please log in to reply
89 ответов в этой теме

#1
  Valdis

Valdis
  • Тележурнал "На сложных щщах"

  • Members
  • Сообщений: 11 868
705
Давно интересуюсь этой темой, а сегодня на блоге dirty.ru дали ссылку на очень интересный фильм Феликса Соболева ""Я" и другие" о человеческом восприятии, заблуждениях и природе конформизма. Очень рекомендую к просмотру.

Ссылки на фильм:
Rutube (одним файлом, 50 минут)
Youtube (в 5 частях по 10 минут)
torrents.ru.

Весьма полезно посмотреть на людей со стороны, я считаю.

Путин есть - ума не надо


#2
  Valdis

Valdis
  • Тележурнал "На сложных щщах"

  • Members
  • Сообщений: 11 868
705
Извиняюсь, ссылка на торрент ведет на другой фильм Соболева, "Семь шагов за горизонт" (кстати, будет интересен поклонникам сверхестественного), а "Я и другие" можно скачать здесь.

Судя по отсутствию отзывов, никто так и не посмотрел? А зря. Давайте я начну описывать эксперименты, приведенные в фильме.

Первый эксперимент поставлен на студентах во время лекции, и прекрасно иллюстрирует способности человеческой памяти, а также пословицу "врет, как очевидец". Насколько внимательно мы наблюдаем за происходящим, а главное, насколько соответствует картина событий в нашей памяти тому, что происходило в действительности?

Кстати, еще один занимательный тест на внимательность можно пройти в этом видеоролике, где нужно посчитать, сколько раз команда в белом передает мяч. Или в другом ролике той же серии, где детектив расследует убийство британского лорда. В обоих роликах лучше переключиться на высокое качество (ссылка "смотреть в высоком качестве" под видео).

Путин есть - ума не надо


#3
  roost

roost
  • главный по тарелочкам

  • Administrators
  • Сообщений: 16 927
556
интересная тема
надо будет глянуть видео на досуге

#4
  Valdis

Valdis
  • Тележурнал "На сложных щщах"

  • Members
  • Сообщений: 11 868
705
Второй эксперимент - студентов по одному приглашают в комнату, где экспериментатор показывает им одну и ту же фотографию человека, и просят описать его психологический портрет. Одной группе говорят, что на фотографии - опасный преступник, другой - что это великий учёный. Естественно, одним и тем же чертам лица приписывают совершенно разные характеристики.
Этот эксперимент хорошо описывает формирование предвзятого мнения, додумывание характеристик объекта на основе его известных свойств.

Путин есть - ума не надо


#5
  Valdis

Valdis
  • Тележурнал "На сложных щщах"

  • Members
  • Сообщений: 11 868
705
Третий, четвертый и пятый эксперименты на разных примерах иллюстрируют природу конформизма. Каково будет поведение индивида, если группа называет чёрное - белым?

И, наконец, шестой эксперимент проверяет, насколько искренно чувство коллективизма у советского школьника. Последний эксперимент наиболее спорен, так как, на мой взгляд, условия эксперимента не обеспечивают непредвзятого решения, потому что могут подталкивать детей к попытке сравнять счет.
Тем не менее, последний эксперимент - единственный недостаток постановки, в остальном она представляет собой идеальный научно-популярный фильм.

Путин есть - ума не надо


#6
  Лёшик

Лёшик
  • советский

  • Members
  • Сообщений: 10 130
1 280

Первый эксперимент поставлен на студентах во время лекции, и прекрасно иллюстрирует способности человеческой памяти, а также пословицу "врет, как очевидец".

Я думаю, что там всё же не про память. Будь весь этот бедлам в замедленном варианте, результаты канешна были бы гораздо более точные. Но опять недостаточные, если бы он начал пытать адептов, скажем сколько пуговиц было на пиджаке. Поучительный сюжет.

Второй эксперимент - студентов по одному приглашают в комнату, где экспериментатор показывает им одну и ту же фотографию человека, и просят описать его психологический портрет.

Вот это весёлое кино, получил наслаждение. По-моему характеризовать по одному фото - ну это ваще не серьёзно. Думаю если подопытным сказать кто на фото на самом деле, то получим ещё один вариант, наиболее точный. А ещё интересно было бы послушать, что они начнут придумывать, если вообще ничего не сообщать о человеке. Тут то мы и посмотрим у кого какие тараканы в голове. Хе-хе.

Подпись: ____________


#7
  Valdis

Valdis
  • Тележурнал "На сложных щщах"

  • Members
  • Сообщений: 11 868
705
Лёшик, по поводу 1-го эксперимента не согласен, он всё-таки о памяти. О том, что человек запоминает далеко не всё, и недостающие детали дополняются его собственным воображением. То есть, не все, что мы помним, происходило на самом деле.
Что касается второго эксперимента, он чем-то похож на первый, так как тоже демонстрирует игру воображения, дополняющую реальные детали.

Путин есть - ума не надо


#8
  Valdis

Valdis
  • Тележурнал "На сложных щщах"

  • Members
  • Сообщений: 11 868
705
Еще один опыт, о котором я хотел рассказать - это эксперимет Милгрэма, опубликованный как "Подчинение авторитету: экспериментальное исследование".
Этот психологический эксперимент был поставлен психологом Стэнли Милгрэмом в Йелльском университете в 1963 году. Милгрэм хотел узнать, как так получилось, что простые немецкие граждане способствовали уничтожению миллионов невинных людей в концлагерях.

Описание эксперимента я скопирую из статьи в википедии:
Участникам этот эксперимент был представлен как исследование влияния боли на память. В опыте участвовали экспериментатор, испытуемый и актёр, игравший роль другого испытуемого. Заявлялось, что один из участников («ученик») должен заучивать пары слов из длинного списка, пока не запомнит каждую пару, а другой («учитель») — проверять память первого и наказывать его за каждую ошибку всё более сильным электрическим разрядом.

В начале эксперимента роли учителя и ученика распределялись между испытуемым и актёром «по жребию» с помощью сложенных листов бумаги со словами «учитель» и «ученик», причём испытуемому всегда доставалась роль учителя. После этого «ученика» привязывали к креслу с электродами. Как «ученик», так и «учитель» получали «демонстрационный» удар напряжением 45 В. «Учитель» уходил в другую комнату, начинал давать «ученику» простые задачи на запоминание и при каждой ошибке «ученика» нажимал на кнопку, якобы наказывающую «ученика» ударом тока (на самом деле актёр, игравший «ученика», только делал вид, что получает удары). Начав с 45 В, «учитель» с каждой новой ошибкой должен был увеличивать напряжение на 15 В вплоть до 450 В.

На «150 вольтах» актёр-"ученик" начинал требовать прекратить эксперимент, однако экспериментатор говорил «учителю»: «Эксперимент необходимо продолжать. Продолжайте, пожалуйста». По мере увеличения напряжения актёр разыгрывал всё более сильный дискомфорт, затем сильную боль, и, наконец, орал, чтобы эксперимент прекратили. Если испытуемый проявлял колебания, экспериментатор заверял его, что берёт на себя полную ответственность как за эксперимент, так и за безопасность «ученика» и что эксперимент должен быть продолжен. При этом, однако, экспериментатор никак не угрожал сомневающимся «учителям» и не обещал никакой награды за участие в этом эксперименте.


Результаты эксперимента были удручающими - ни один из испытуемых не отказался от продолжения эксперимента после первых просьб "ученика", ни один не остановился после 350 вольт, когда "ученик" кричал о том, что не будет отвечать на вопросы, и 65% испытуемых дошли до крайней отметки, когда "ученик" уже не реагировал на удары током.
Эксперимент был неоднократно повторен другими исследователями из разных стран с близкими результатами. Итог - около 65% людей готовы безоговорочно подчиняться приказам, в том числе и приказам об убийстве другого человека.

Документальный фильм "Повинуемость", составленный из видеоматериалов эксперимента Милгрэма (474 Мб, 49 минут). К сожалению, не очень хорошее качество, но это единственная запись на русском, которую мне удалось найти.

Путин есть - ума не надо


#9
  Мурлыся

Мурлыся
  • шоколад вдвойней вкусней если это не гавно

  • Members
  • Сообщений: 419
15
Валдис, сколько же всего тыт тут понапутал)))
У меня мало времени, так что я пока по некоторым моментам отпишусь. То что сразу могу подтвердить без штудирования книжек)))

Неверно. Густав Теодор Фехнер в 19 (девятнадцатом!) веке доказал, что психика поддается математической обработке, чем и положил основу экспериментальной психологии. Самые известные из экспериментов я постепено собираю в отдельной теме.


Основателем экспериментальной психологии всегда считался Вильгельм Вундт.
1879 год - основал первую в мире психологическую лабораторию в лейпциге кажется. Она же считается первой площадкой, на которой начали осуществляться первые в эксперименты с человеком.

Фехнер же был один из основоположником психофизики.(классические эксперименты с расширением зрачка на звук и прочее).

Милгрэм же...
Основные критерии нсихологического эксперимента:
внутренняя и внешняя валидность
репрезентативность выборки
соответствие условий эксперимента реальности
корреляция (параллельные эксперименты)
временное соответсвие (не помню точно термин)

Так вот. Эксперимент Милгрема - это один из классических экспериментов социальной психологии.
Но он не удовлетворяет многим требоы\ваниям и никак не коррелирует с современной репрезентативной выборкой. почти все методы экспериментальной спихологии (MMPI, ТАТ, например) проходят адаптацию на выборку через определенное количество времени(каждые 40-50 кажется лет), на ментальность(для разных стран)...Верификация результатов это по моему называется.
А эксперимент Милгрэма часто используют для демонстрации красивого, правильного классического экспериментального исследования. Но интерпретацию результатов часто опускают.


Кстати, ещё один фильм, который частично иллюстрирует современные условия проводения схожего эксперимента - Эксперимент.
Советую посмотреть.
Размещенное изображение

#10
  Мурлыся

Мурлыся
  • шоколад вдвойней вкусней если это не гавно

  • Members
  • Сообщений: 419
15
Валдис, вот ещё интересная подборка по социальной психологии.
http://www.contr-tv.ru/print/2628/
Размещенное изображение

#11
  Лёшик

Лёшик
  • советский

  • Members
  • Сообщений: 10 130
1 280

Валдис, сколько же всего тыт тут понапутал)))
У меня мало времени, так что я пока по некоторым моментам отпишусь. То что сразу могу подтвердить без штудирования книжек)))

Шухер, училка идёт!
"Валдис, опять не выучил урок, садись два".


А у Валдиса как-то поинтереснее в этой теме получалось.

Сообщение изменено: Лёшик (22 декабря 2008 - 19:24)

Подпись: ____________


#12
  Мурлыся

Мурлыся
  • шоколад вдвойней вкусней если это не гавно

  • Members
  • Сообщений: 419
15

А у Валдиса как-то поинтереснее в этой теме получалось.

:lol: а я не претендую))))
я не училась по книжкам серии ПСИХОЛОГИЯ ДЛЯ ВСЕХ, слава богу)))
Потому у меня конечно как у валдиса не получится.
но у тут в уголочке постою *шарка ношкаме*
пусть приукрашивает))) главное чтоб не дезинформировал народ)))
Размещенное изображение

#13
  Машинка

Машинка
  • Почетный флудер

  • Members
  • Сообщений: 2 595
66
---

Сообщение изменено: Машинка (22 декабря 2008 - 21:45)


#14
  Машинка

Машинка
  • Почетный флудер

  • Members
  • Сообщений: 2 595
66
Выводы какие , господа?
Люди - звери.
Особенно эксперименты с током, эксперименты в тюрьмах (когда студенты делились на надзирателей и заключенных и вели себя согласно роли, проявляли жестокость в том числе (эксперименты Зимбарде) - это показывают :)

http://www.treko.ru/show_article_614

http://www.newsru.co...4/zimbardo.html

Сообщение изменено: Машинка (22 декабря 2008 - 21:51)


#15
  Лёшик

Лёшик
  • советский

  • Members
  • Сообщений: 10 130
1 280

:lol: а я не претендую))))
но у тут в уголочке постою *шарка ношкаме*

Хорошо, только далеко не уходи, ты вроде много всего суперумного знаешь. Пытаюсь запомнить несколько твоих страшных словечек, значение которых не знаю, но это и не обязательно, главное как звучит. :)

Подпись: ____________


#16
  Valdis

Valdis
  • Тележурнал "На сложных щщах"

  • Members
  • Сообщений: 11 868
705

Валдис, сколько же всего тыт тут понапутал)))
У меня мало времени, так что я пока по некоторым моментам отпишусь. То что сразу могу подтвердить без штудирования книжек)))

Замечательно, значит, ты как профессионал всегда сможешь поправить мои любительские изыскания :о)

Что касается репрезентативности выборки в экспериментах Милгрэма - действительно, принцип отбора участников в первичных экспериментах не дают возможности распространить результаты на общество. Тем не менее, после Милгрэма было проведено множество похожих экспериментов, в том числе и на репрезентативной выборке, подтвердившие выводы Милгрэма о склонности людей к подчинению. Результаты таких экспериментов сведены, например, в статье Томаса Бласса "The Milgram paradigm after 35 years: Some things we now know about obedience to authority" Journal of Applied Social Psychology, 29 1999, 955-978. (pdf, eng).

Мурлыся, если у тебя есть данные по экспериментам, опровергающим выводы Милгрэма, приведи их, пожалуйста, я бы изучил их с удовольствием.

Сообщение изменено: Valdis (23 декабря 2008 - 23:58)

Путин есть - ума не надо


#17
  Valdis

Valdis
  • Тележурнал "На сложных щщах"

  • Members
  • Сообщений: 11 868
705
Мурлыся, что касается вопроса об первенстве в экспериментальной психологии - я ориентируюсь на даты работ. Фехнер опубликовал "Элементы психофизики", легитимизировавшие применение мат.методов к психическим явлениям в в 1860 г.. Вундт публикует "Принципы физиологической психологии" на 14 лет позже, в 1874.
При этом, естественно, и Фехнер, и Вундт по праву считаются основателями экспериментальной психологии.

Путин есть - ума не надо


#18
  Valdis

Valdis
  • Тележурнал "На сложных щщах"

  • Members
  • Сообщений: 11 868
705
Машинка уже упомянула и дала ссылки на описание Стэнфордского тюремного эксперимента, или эксперимента Зимбардо, но я все же хочу описать его в данном топике.

Участников набрали по объявлению в газете, и им предлагались 15 долларов в день (с учетом инфляции сумма эквивалентна 76 долларам в 2006 году) за две недели участия в «симуляции тюрьмы». Из 70 человек, отозвавшихся на объявление, Зимбардо и его команда выбрали 24, которых они сочли наиболее здоровыми и психологически устойчивыми. Эти участники были преимущественно белыми мужчинами, принадлежащими к среднему классу. Все они были студентами колледжей. Случайным образом их поделили на «заключенных» и «охранников». Собственно условная тюрьма была устроена на базе кафедры психологии Стенфорда. Лаборант-старшекурсник был назначен «надзирателем», а сам Зимбардо — управляющим.

За день до эксперимента охранники посетили короткое установочное заседание, но им не дали никаких указаний, кроме недопустимости какого-либо физического насилия. Им сказали, что обязанность — совершать обход тюрьмы, который они могут совершать так, как захотят.

Эксперимент быстро вышел из-под контроля. Заключенные испытывали садистское и оскорбительное обращение со стороны охранников, и к концу у многих из них наблюдалось сильное эмоциональное расстройство.

После сравнительно спокойного первого дня, на второй день вспыхнул бунт. Охранники добровольно вышли на сверхурочную работу и без руководства со стороны исследователей подавляли мятеж, при этом нападали на заключенных с огнетушителями. После этого инцидента, охранники пытались разделять заключенных и стравливать их друг с другом, выбрав «хороший» и «плохой» корпусы, и заставляли заключенных думать, что в их рядах есть «информаторы». Эти меры возымели значительный эффект, и в дальнейшем возмущений крупного масштаба не происходило. Согласно консультантам Зимбардо — бывшим заключенным, эта тактика была подобна используемой в настоящих американских тюрьмах.

Тюрьма быстро стала грязной и мрачной. Право помыться стало привилегией, в которой могли отказать, и часто отказывали. Некоторых заключенных заставляли чистить туалеты голыми руками. Из «плохой» камеры убрали матрацы, и заключенным пришлось спать на непокрытом бетонном полу. В наказание часто отказывали в еде. Сам Зимбардо говорит о своей растущей погруженности в эксперимент, которым он руководил и в котором активно участвовал. На четвертый день, услышав о заговоре с целью побега, он и охранники попытались целиком перенести эксперимент в настоящий неиспользуемый тюремный корпус в местной полиции как в более «надежный». Полицейский департамент ему отказал, ссылаясь на соображения безопасности, и, как говорит Зимбардо, он был зол и раздосадован из-за отсутствия сотрудничества между его и полицейской системой исполнения наказаний.

В ходе эксперимента несколько охранников все больше и больше превращались в садистов — особенно ночью, когда им казалось, что камеры выключены. Экспериментаторы утверждали, что примерно каждый третий охранник показывает настоящие садистские наклонности. Многие охранники расстроились, когда эксперимент был прерван раньше времени.

Зимбардо решил прекратить эксперимент, только когда Кристина Маслач, его подруга и будущая жена, выразила протест против устрашающих условий тюрьмы. Зимбардо упоминает, что из всех пятидесяти свидетелей эксперимента только она поставила вопрос о его соответствии морали. Хотя эксперимент был рассчитан на две недели, через шесть дней после начала он был прекращен.
(текст, за небольшими поправками, скопирован из вики)

По мотивам эксперимента Зимбардо в 2001 году был снят немецкий художественный фильм "Эксперимент". Также в 2009 году планируется выход американского худ.фильма на ту же тему, под рабочим названием "The Stanford Prison Experiment ".

Эксперимент Зимбардо критикуют за неэтичность и ненаучность (уточняю для Мурлыси - выборка нерепрезентативна, условия не соответствуют реальной тюрьме, экспериментатор вмешивался в процесс), тем не менее факт, что 24 испытуемых, около 50 свидетелей, и сами исследователи включая руководителя эксперимента менее чем за 6 дней потеряли чувство реальности и всякую цивилизованность, лично меня заставляет задуматься.

Худ.фильм "Эксперимент" на torrents.ru
Документальный фильм "Quiet Rage: The Stanford Prison Experiment", скомпонованный из видеозаписей эксперимента Зимбардо, на google.video, (англ. язык).
Сайт Prisonexp.org, подробно рассказывающий об эксперименте, с фото и видеоматериалами (англ.язык).

Путин есть - ума не надо


#19
  Мурлыся

Мурлыся
  • шоколад вдвойней вкусней если это не гавно

  • Members
  • Сообщений: 419
15

Мурлыся, что касается вопроса об первенстве в экспериментальной психологии - я ориентируюсь на даты работ. Фехнер опубликовал "Элементы психофизики", легитимизировавшие применение мат.методов к психическим явлениям в в 1860 г.. Вундт публикует "Принципы физиологической психологии" на 14 лет позже, в 1874.
При этом, естественно, и Фехнер, и Вундт по праву считаются основателями экспериментальной психологии.

Господин Вебер и его коллега Фехнер были первопроходцами в психофизике. А точнее в её экспериментальной части, а точнее только в ведении единиц измерения.
Вундт же был первым, кто ввёл экспериментальную психологию на мировую научную арену в классическом виде для науки: с предметом, очертил круг целей и задач, описал средства. Повторюсь, первая в мире лаборатория эксперим-ой психологии - тоже его рук дело.
Наконец (я сейчас совсем такой смешной довод приведу))))), откройте любую книгу по экспериментальной психологии (например, одна из наиболее, по моему, толковых - Дружинин, Экспериментальная психология) и там ты найдешь, что отец всё-таки - Вильгельм Вундт.

Поводу Милгрема...
я пойду поищу, всётаки я специалист в клинической пси, социал.пси тоже не совсем моё...
про кино.
насколько мне известно, в фильме Эксперимент - не всё так как было на самом деле, и многие судят о классическом эксперименте по фильму. Различия были, хотя бы в том, что не было ни одного убийства и причинения тяжкого вреда здоровью тоже не было. но было ещё что-то по поводу процедуры проведения. Я поищё.
Валдис, а сам то смотрел Эксперимент?
Размещенное изображение

#20
  Valdis

Valdis
  • Тележурнал "На сложных щщах"

  • Members
  • Сообщений: 11 868
705
Мурлыся, мы спорим ни о чем. Есть два факта - (1) Фехнер был первым ученым, применившим мат.методы в изучении психики; (2) Вундт разработал эксперементальную психологию как науку. Я согласен с обоими фактами.

Что касается фильма - я смотрел немецкий Das Experiment (выше я дал ссылку на торрент), который снят по мотивам эксперимента Зимбардо. В фильме преувеличены травмы, наносимые заключенным, зато в более выгодном свете представлены исследователи. Во время реального эксперимента Зимбардо "подзуживал" охрану к садистским выходкам, а также отказывался прекращать эксперимент, пока, по официальным данным, не вмешалась его будущая супруга, а по менее официальным - пока родственники испытуемых не пригрозили ему судом, если он не выпустит "заключенных".

Кстати, в этом году вышел еще один немецкий фильм Die Welle ("Волна") который в русском прокате без всяких на то причин окрестили безликим "Эксперимент-2" (сейчас идет в Питере в Доме Кино). Этот фильм основан на книге американского преподавателя истории Рона Джонса "Третья волна", где тот заявляет, что вместе со своими учениками ставил опыт по возрождению нацистского режима в рамках школьного класса. Этот эксперимент известен только со слов самого Рона Джонса, так что неизвестно, имел ли он место в реальности, что впрочем, не умаляет его достоинств в качестве драматического произведения.

Сообщение изменено: Valdis (24 декабря 2008 - 17:17)

Путин есть - ума не надо








0 посетителей читают эту тему

0 пользователей, 0 гостей, 0 скрытых

Яндекс.Метрика